Карта сайта                     В избранное

логистика

    
азбука логистики - транспорт, склад, погрузка,
       доставка, оптимизация перевозки грузов...
Google
 
{История логистики · Теория логистики
{Словарь логистики · Новости логистики
А знаете ли Вы, что такое «» в логистике?

M&A активность в логистическом бизнесе

В 2014 году активность на рынке слияний и поглощений в абсолютном выражении возросла практически вдвое по сравнению с предыдущим годом

Бесплатные консультации юриста по сопровождению бизнеса

 
 

Наиболее активным сегментом рынка M&A являлся сектор недвижимости и строительства, однако в 2014 году наиболее крупными событиями стали M&A-сделки в фармацевтическом и энергетическом сегменте.

В рамках существующей экономической ситуации в 2015 году можно ожидать всплеск интереса к подобного рода сделкам.

Тема слияний и поглощений не обошла стороной и логистические компании.

О причинах и тенденциях M&A активности в логистическом бизнесе рассказывает акционер компании STS Logistics Кирилл Власов.

> 1. Каковы обычные причины слияний логистических компаний? В чем специфика в отличие от других отраслей? Приведите пожалуйста примеры из практики.

Причины слияний:

1. Новый транснациональный игрок выходит на рынок, где он не представлен. Цель сделки – закрепиться в новом регионе. Этому игроку нужно сразу получить клиентскую базу, сеть региональных офисов, потом поставить свою ERP систему и изменить бизнес-процессы компании в соответствии со своими стандартами. Пример: ITELLA приобрела компанию НЛК. В этой сделке рискованный таможенный бизнес НТБ («Национальный таможенный брокер» - часть логистического холдинга НЛК) остался за ее рамками.

2. Крупный игрок покупает мелкого игрока, чтобы получить его активы, компетенции, клиентскую базу и региональную сеть. Как правило, это делается с целью получения новой компетенции. Альтернативой может быть переманивание группы сотрудников у другой компании. Это дешевле, но бизнес все равно нужно отстраивать заново.

3. Инфраструктурный игрок покупает логистического оператора или транспортную компанию. Цель приобретения – получение дополнительных основных средств и компетенций в профильный бизнес, когда есть намерение заняться таким бизнесом. Пример: приобретение компанией «ГлобалТранс» компании «Лорри».

4. Чистое слияние. Цель слияния: расширение видов деятельности (компетенций), клиентской базы, регионального покрытия и оптимизация структуры управления (чистка дублирующих функций, повышение эффективности процессов). Пример: слияние «СТС Логистикс» и «РЛС».

Не могу сказать про отличие от других областей, поскольку не занимался слиянием в других областях.

2. В какой степени данные причины завязаны на экономические кризисы?

Да, в кризис слияния становятся более активными: во время кризиса компании начинают себя плохо чувствовать, часть их них разоряется и этот бизнес можно недорого приобрести. Кроме того, все задумываются над сокращениями и оптимизацией бизнеса, а эффективность управления в большой компании повышается (как правило).

> Существуют ли различия в слияниях во время нынешнего и предыдущих кризисов? Если да, то какие именно? Приведите примеры, пожалуйста.

Различия кризисов – в их природе. Кризис 1998 года был жестким, коротким (национальная валюта упала в 4 раза) и внутрироссийским. Кризис 2008 года – общемировой, но в отличие от США Россия (в части логистики), практически, из него не вышла. В отличие от посткризисного периода 2000 – 2008 года («тучные» годы), я не наблюдал драматического роста выручки индустрии в посткризисных 2009 – 2013 годах. В 2014 году размер рынка 3PL даже не вернулся к докризисному 2008 году. Сегодняшний кризис – многоступенчатый: это и мировые валютные изменения (падение курса евро), это Российская специфика (цена на нефть, падение курса национальной валюты, санкции и т.д.). Тем самым, сегодняшний кризис очень протяженный и нужно научиться выживать в таких некомфортных условиях.

В кризисах (применимо к отрасли логистики) много общего: падение спроса на услуги, незаполненные складские площади (как у владельцев площадей, так и у их арендаторов, т.е. фактически, появления вторичного рынка аренды), фиксация рублевых ставок даже на аренду площадей складов класса А, демпинговые цены конкурентов, избыточные, незагруженные мощности (вагоны, грузовики), избыточный персонал и затраты на него, уход компаний в «серую зону» налогообложения и т.д. Кризисы приводят компании, которые не смогли оперативно отреагировать на ухудшение экономических условий, к разорению. В течение февраля месяца я получил 2 предложения о покупке достаточно известных логистических компаний, фактически, по цене основных средств, и еще одно предложения от менеджмента логистической компании в полном составе перейти в «СТС Логистикс» и начать работу по переводу бизнеса с существующими в компании клиентами. Кроме того, сейчас на рынке много свободных специалистов, потерявших работу.

Конечно, крупные логистические компании с небольшими основными средствами могут лучше масштабировать свой бизнес в условиях кризиса, имеют бОльшую финансовую стабильность, их процессы более эффективны и их способность успешно преодолеть кризис намного выше, чем у остальных.

> 3. Какова наиболее часто применяемая тактика поглощений?

Основной способ недружественного поглощения - скупка персонала. В логистическом бизнесе нет облигаторных долгосрочных контрактов, которые гарантировали бы долгосрочную выручку с клиентом. Если это не инфраструктурный бизнес (например, порты, краны, вагоны и самолеты), то у компании нет или очень мало основных средств. В логистической компании специалисты, персонал – это основной и самый ценный ресурс, поэтому основным видом поглощения является попытка выкупить персонал компании, которую хочется поглотить. При этом недружественная компания применяет все меры убеждения: обещает фиксированную часть заработной платы существенно больше, чем текущая, сказочные годовые бонусы, топ-менеджерам опционы и даже долю в компании. При этом понятно, что результатом такого поглощения является как срыв в выполнении контрактов Заказчиков у компании, подвергшейся нападению, так и невозможность выполнения своих обязательств у компании-агрессора. Кстати, подобная тактика часто применяется не с целью поглощения компании, а с целью отнять существующий бизнес, ухудшить отношения компании с ее клиентами, ее последующего разорения. При это судьба людей, согласившихся на сказочные перспективы, увы, никого не волнует.

> 4. Каким образом компания может уберечься от поглощения, т.е. каковы превентивные меры?

Если мы хотим защитить свой персонал в кризис, то наша тактика – доверие менеджменту, выполнение компанией обязательств перед персоналом (платим заработную плату во-время, в полном объеме, официально), создание комфортных условий работы, мотивация, контроль затрат, повышение эффективности процессов и многое другое. Как пример, наша компания СТС Логистикс тоже не раз подвергалась подобным угрозам – в период с октября 2014 года по февраль 2015 г. конкурирующая компания предлагала нашим сотрудникам условия намного лучше текущих. Сотрудники, которые еще месяц - два назад согласились покинуть компанию, сегодня хотят вернуться к нам, жалуются на задержки зарплаты и неисполнение своих обязательств новым работодателем, занимаю т деньги у наших сотрудников до зарплаты. Как известно, бесплатный сыр только в мышеловке.

> 5. Как и кем на практике регулируется процесс слияний?

В случае, если размер поглощаемой компании превышает определенный лимит – существует либо уведомительный, либо разрешительный порядок работы с Антимонопольным комитетом. В остальном, этот процесс подчинен закону об акционерных обществах и другому действующему законодательству.


Читайте далее:  Интернет вещей назван важнейшим направлением развития транспортной отрасли и логистики
 
Оставьте свой комментарий:
Ваше имя:
Ваше мнение: 
Понравилась страничка? Поделись с друзьями:

Справочные материалы:

Логистический словарь
Пресс релизы
 Навигация:
Логистика
Новости логистики
Новости логистики Март 2015
  

   
 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
 
© 2005-2020 Логистика - научный информационный бизнес-портал · Все права на материалы сайта принадлежат их авторам! ©
*допускается публикация материалов сайта в Интернет c обязательной прямой ссылкой на http://www.alogistika.ru